Яндекс.Метрика

Глава XI. Семетей. Переход Акаяра на строну киргизов.

Подумав так, Чандояк решил вступить с Семетеем в переговоры и сказал:

- Семетей, ты, видно, такой же храбрый, как и я. Давай вступим в поединок друг с другом. Если ты победишь меня, я перейду на сторону киргизов и буду исполнять все, что ты мне скажешь. Если же победителем окажусь я, ты должен будешь переехать в Бейджин и стать там ханом, мы переменим твое имя и дадим тебе китайское имя.

Семетей согласился с этим. Хлестнув Тайбуурула по ребрам и взяв в руки сырнайзу, с боевым кличем в честь Манаса он понесся на Чандояка и нанес ему удар. От этого удара Чандояк даже не повалился. Оставшись доволен храбростью и силой своего противника, Семетей сказал:

- Оказывается, и ты храбрый и могучий лев. Теперь - очередь твоя, - и стал ждать ответного удара.

Чандояк хлестнул своего коня плетью по обоим бокам и со своей стороны изо всех сил нанес Семетею удар пикой. Этого удара Семетей не почувствовал даже как укуса мухи. Чандояк удивился про себя, и, видя, что ему не справиться одному с Семетеем, приказал своим балбанам окружить его. Тысяча китайцев во главе с балбаном Чонкара окружили Семетея. Великаны стали засыпать его стрелами, как дождем, и пулями, как градом, но он не обращал на это внимания, не ставя ни во что многочисленное войско китайцев.

Когда Чандояк еще раз направил пику на грудь Семетея, киргизский батыр, не допустив удара, выбил у него пику из рук с такой силой, что она взвилась к небу, как стрела.

Увидев Семетея, окруженного великанами и сражающегося с ними, Кульчоро решил, что его долг освободить своего господина хотя бы из горячего пламени. Он пустил своего Суркоёна прямо на великанов. Навстречу Кульчоро выехал великан Чонкара. Кульчоро вступил с ним в единоборство, оружие Чонкары скоро оказалось все переломанным, и он, оставшись с пустыми руками, бежал к своим воинам. Заветной мечтой Кульчоро было - как можно скорее найти Канчоро и освободить его. Уничтожая по пути китайцев, Кульчоро, наконец, увидел в одном месте, как десяток великанов стерегли связанного по рукам и ногам Канчоро. Бросившись на них, он перебил всю стражу, освободил своего друга и отвез его к Бакаю и Сары-хану.

Многочисленные киргизы во главе с Бакаем и Сары-ханом дивились храбрости и силе Кульчоро. Народ с шумом приветствовал Кульчоро, после чего он снова поскакал в бой.

Чандояк между тем заметил, что Семетей остался один. - Пока не приехал Кульчоро, уничтожьте Семетея! - отдал он приказ и направил на него многочисленное войско Конурбая и Нескары. Пули сыпались, как град. Увидев, что и многочисленное войско не может справиться с Семетеем, Чандояк колдовскими чарами испортил погоду. Каждый выстрел Чандояк волшебством обращал в тысячи выстрелов. Семетей стал искать Кульчоро, но его не было нигде. Когда же Кульчоро изо всех сил, спеша, прискакал на место боя, многочисленное войско китайцев уже успело окружить Семетея сорока кольцами.

Увидел Кульчоро Семетея среди врагов, и из глаз его полились слезы. С боевым кличем в честь Манаса он бросился к нему на помощь. Там, где он бился, враги не могли противостоять ему. Он сбивал пикой по сорока - пятидесяти человек с одного удара. Все ближе и ближе пробивался он к Семетею. Хватая за ноги вражеских воинов и отбрасывая их от себя, как щенят, он за короткое время перебил семь тысяч китайцев.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.